Каршеринг и законодательство

Каршеринг и законодательство

25.11.2020 6599 просмотров

В 2020 году у нас в стране такой вид аренды машин, как каршеринг, потихоньку набирает популярность, хотя до западного размаха в этой области ещё далеко. Да, каршеринг у нас развивается уже лет 8 как, но до сих пор с этим видом деятельности не всё ясно с точки зрения законодательства. Особенно это важно понимать, когда клиент заключает договор с каршерингом, ставя галочку напротив пункта «с договором ознакомлен». Это приравнивается к подписи официального документа и вот здесь гражданину следовало бы знать, как разные пункты «подписанного» им договора согласуются с действующими нормами законодательства, а какие нет. Да-да, бывает и так (и довольно часто), что некоторые части договора могут противоречить закону, ведь каршеринг направлен, прежде всего, на получение прибыли, а уж в этом деле любые средства хороши. Сегодня мы поговорим, насколько соответствуют друг другу каршеринг и законодательство, и, кроме того, расскажем, когда при пользовании каршерингом вам сможет помочь юридическая консультация в Москве.

Каршеринг и законодательство.

Наше законодательство довольно инерционно и тяжело реагирует на всякого рода новшества, такие как каршеринг. Потому и специальных законов для этого вида деятельности у нас нет до сих пор. А потому, при составлении договора на каршеринг юристы вынуждены «выкручиваться» и вставлять довольно неоднозначные пункты в документы, чтобы сам каршеринг не остался в проигрыше в той или иной ситуации. И вот эти пункты не всегда согласуются с действующим законодательством на все 100%.

Информационная цитата

Например, правила пользования персональными данными, которые клиенты каршеринга передают им при регистрации, права водителей каршеринговых авто как потребителей и некоторые другие законы, касающиеся каршеринга, в той или иной степени. Если серьёзно взяться за юридическую проверку каршеринговых договоров, то вскрываются те или иные пункты, не стыкующиеся с законодательством, а иногда и прямо противоречащие ему, так как ограничивают законные права водителей каршеринга тем или иным образом.

Разберём некоторые пункты нарушений поподробнее.

Закон о персональных данных (сбор, хранение и передача третьим лицам).

Данное нарушение самое первое в нашем списке, так как оно наиболее очевидно и к тому же происходит даже раньше, чем клиент подпишет договор с оператором каршеринга. Ведь если вы хоть раз пользовались такой услугой, то знаете, что каршеринговое приложение требует от клиента персональные данные ещё до того, как ему будет предоставлено «добро» на использования каршеринга.

Предупреждающая цитата

В данной ситуации закон о персональных данных и закон о защите прав потребителя ещё не действуют, потому что гражданин, предоставляющий эти сведения, не является клиентом каршеринга (договор-то ещё не заключён). Он как бы добровольно передаёт свою личную информацию каршерингу, не получая никаких гарантий её сохранности.

Получается, что каршеринг просто собирает данные о потенциальных клиентах (причём, не только о своих), которые впоследствии могут быть проданы кому угодно без каких-либо последствий (ведь гражданин сам дал эту информацию, его никто не заставлял). Ведь если клиенту не одобрят каршеринг, его данные так и останутся у оператора, согласно законодательству, удалять он их не обязан.

Но данные можно не только продать, но и использовать как-то по-другому. И в договорах об этом говорится очень туманными фразами. Например, один из операторов каршеринга прописал у себя в договоре, что имеет право использовать полученные персональные данные клиентов для совершения «иных действий, имеющих правовые последствия для пользователя каршеринга и не прописанные в договоре».

Получается интересная ситуация. Каршеринг собирая данные как клиентов, так и граждан, которым было отказано, получает такие возможности:

  • Продать личную информацию.
  • Или передать её на безвозмездной или возмездной основе.

И противодействовать здесь можно только одним способом – подать в каршеринг письменное заявление об отзыве своего согласия на использование, хранение и дальнейший сбор личной информации. Сам каршеринг не может отказаться принять данное заявление у любого гражданина, чьи данные он получил тем или иным способом (по договору или без). Но при этом оператор имеет право аккаунт клиента заблокировать и навсегда запретить ему пользоваться своим сервисом. Однако только так можно оградить свою личную информацию от нежелательного использования.

Законодательство о защите прав потребителей.

Также договор по каршерингу ущемляет права водителя прокатного авто как потребителя. У некоторых операторов в договорах есть пункт, из которого следует, что их каршеринг не подпадает под действие закона о защите прав потребителя и в дальнейшем на него ссылаться при защите своих прав не выйдет.

Сюда относится прежде всего подсудность разбирательств с каршерингом. Почти все операторы в договорах утверждают, что в случае доведения спора до суда, заседание в любом случае будет проходить по месту нахождения каршеринга. И вот тут каршеринг и законодательство разошлись во мнениях Закон утверждает, что правом выбора подсудности обладает только истец (статья 17, пункт 2 Закона о защите прав потребителя). И если истцом будет клиент каршеринга, то он может выбрать, в какой именно суд подавать заявление. Каршеринг в данном случае прямо нарушает закон.

Фотография юриста

С точки зрения специалиста

Никита Игнатьев

Юрист. Стаж работы по специальности 14 лет.
Направление: семейное, наследственное, гражданское право.

Задать вопрос эксперту

И именно благодаря тому, что подобный пункт противоречит закону и ущемляет права потребителя (даже если каршеринг не считает своих клиентов потребителями, они не перестают ими быть), договор частично может быть признан недействительным на основании статьи 16 Закона о защите прав потребителя. Потому что правовая значимость закона выше, чем подписанного сторонами договора.

Задать вопрос эксперту

Но самым большим нарушением прав потребителя является пункт договора, по которому клиент каршеринга, подписавший документ, соглашается со всеми штрафами и пенями и не имеет права решить возникший спор как в досудебном порядке (договорённостью), и не имеет права обратиться в суд. А вот сам каршеринг всё это сделать может по любому поводу.

Серая цитата

Рассмотрим пример подобного нарушения. Житель Москвы, гражданин К. взял машину в каршеринг. Когда он сел за руль автомобиля, оказалось, что в баке мало бензина и доехать до места ему не хватит. Он поехал на ближайшую заправку, где вынужден был заплатить за бензин из своих средств, так как на топливной карте, что была в машине, денег также не оказалось. Гражданин К. потребовал от каршеринга вернуть ему деньги за бензин, так как его стоимость, по условиям договора, закладывалась в стоимость услуги, на что получил отказ. После этого он обратился за консультацией к юристу, и они вместе написали досудебную претензию к компании каршеринга (руководствуясь статьёй 13, пунктом 2 Закона о защите прав потребителя). Компания доводить дело до суда не стала и согласилась удовлетворить законное требование клиента.

1. Что касается самого договора, то в отношении каршеринга он обязан быть письменным и скрепляться подписями обоих сторон.
2. Кроме того, законодательство обязывает каршеринговую компанию (как поставщика услуг) передавать клиентам машины в полностью исправном состоянии и с полным комплектом сопутствующих принадлежностей, обязанных быть у водителя на дороге.

Как пример – отсутствие во многих машинах знака «Аварийная остановка».

Но все эти требования должны быть с точки зрения закона. У компаний каршеринга тут своё мнение – что-то не устраивает, не пользуйся. Получается, что законодательство они не соблюдают (хотя обязаны) и возмущаются, когда им на это указывают.

Гражданские права водителей каршеринга.

Соблюдение общегражданских прав каршеринговыми компаниями в Москве тоже оставляет желать лучшего. К примеру, многие операторы не дают машины в каршеринг гражданам, которым ещё нет 21 года или тем, у кого маленький стаж вождения (лимит на который они, конечно же, определяют сами).

На этот счёт в Гражданском кодексе есть достаточно чёткие указания (статьи 426 и 626):

  • Организация не имеет права отказать в предоставлении услуги на основе возрастных ограничений.
  • Цены на одну и ту же услугу обязаны быть одинаковыми для официально установленных категорий граждан (студенты, пенсионеры и т.д.).
Информационная цитата

Кроме того, такое поведение каршеринговых компаний обусловлено тем фактом, что они договор между собой и клиентом называют договором присоединения, что, теоретически, даёт им право на весь вышеописанный «беспредел» (согласно статье 428 Гражданского кодекса). Но это также незаконно, потому что сей документ (договор каршеринга с клиентом) не подходит полностью под определение договора присоединения, так как, согласно статье 626 Гражданского кодекса, в данном документе есть и предмет договора и нормы, регулирующие допустимые виды действий с данным предметом.

К сожалению, в данной ситуации суд поддерживает компании каршеринга. Но в 2020 году есть одно дело, которое оспаривает истец, пытаясь доказать, что услуги каршеринга попадают под определение публичного договора проката машин (на который, в свою очередь, распространяются все законы).

Кроме всего вышеперечисленного, законодательству противоречит и тот факт, как каршеринг рассчитывает величины понесённого их машинами урона. Другими словами, каршеринг разрешил сам себе определять, как классифицировать то или иное повреждение и, соответственно, его стоимость, взимаемую с клиента.

Серая цитата

К примеру, водитель каршеринга при пользовании автомобилем оцарапал бампер. Оператор может посчитать это как царапину (и ремонт царапины – шпаклёвка и покраска), а может назначить полную замену бампера (что в большинстве случаев и делается). Разница в стоимости операций очевидна, а вот что сделает компания на эти деньги – это уже на совести оператора (т.е. возьмут с клиента деньги как за замену бампера, а сами отремонтируют царапину, а разница будет незаконным обогащением).

Изображение специалиста

Ну вот мы и рассмотрели, что связывает каршеринг и законодательство. По сути, у них мало общего, всё направлено на зарабатывание денег любым путём. И если вы попали в сложную ситуацию с каршерингом и не знаете, что делать, обратитесь за помощью к нашим юристам. Их консультация, как минимум, прояснит для вас ситуацию.

Звоните по круглосуточному номеру телефона и пишите прямо на сайте в любое удобное время и наши специалисты помогут незамедлительно. И помните, консультация юриста у нас бесплатная.

Оцените статью 
 (   оценок, среднее:  из 5 )

Нажмите, чтобы запомнить нас, спасибо

Консультации экспертов

Юрист в Москве Виктор Волжский

Виктор Волжский

Консультаций: 598 Стаж: 7 лет

Автоюрист в Москве Екатерина Гулькевич

Екатерина Гулькевич

Консультаций: 464 Стаж: 3 лет

Авто адвокат в Москве Никита Игнатьев

Никита Игнатьев

Консультаций: 425 Стаж: 4 лет

Автоюрист в Москве Афанасия Никитина

Афанасия Никитина

Консультаций: 543 Стаж: 9 лет

Главный Автоюрист в Москве Сергей Федотов

Сергей Федотов

Консультаций: 379 Стаж: 5 лет

Задать вопрос

Автоюрист в Москве

Горячая
линия

БЕСПЛАТНАЯ консультация!

Звоните!

+7 (800) 350-8413

доб. 614

Для всех жителей России

Задать вопрос